
В Москве завершился Первый международный съезд реставраторов. Столь масштабное собрание тех, кто занимается сохранением культурного и исторического наследия, не проводилось ещё никогда. Реставраторы из разных стран на протяжении двух дней делились опытом, рассказывали об успешном и не очень успешном опыте. В России, где то и дело пытаются снести очередной исторический памятник или застроить охранные усадебные зоны супермаркетами и дачами, пригодились бы многие идеи, прозвучавшие на съезде. Но и российским специалистам есть чем поделиться. Наглядной иллюстрацией их работы стала выставка, посвященная 95-летию Центра имени Грабаря. Репортаж «Новостей культуры» .
Это отчёт за последние годы. На выставке собрано порядка 200 произведений из 60 музеев России.В одном из залов - живопись XIX - XX века. Здесь отреставрированный этюд для портрета Забелина работы Серова, «Иван Царевич и лебедь» Васнецова, эскиз Нестерова «Воскресение Христово», много икон.
Александр Лесовой генеральный директор ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, рассказывает об одном из экспонатов: «Перед нами икона XVII века из Псковского музея, которая была в довольно таки плачевном состоянии и чтобы её отреставрировать, нужна очень большая квалификация. В реставрационном центре в нашем работают от 40-50 и даже свыше 50 лет порядка - 20 процентов.До 40 лет работают порядка 30% специалистов ».
Дмитрий Котов один из реставраторов модели памятника «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. В центр Грабаря пришёл, уже отучившись в Академии имени Строганова. И сразу же оказался в руках наставника,
Аркадия Сергеевича Антоняна - реставратор высшей категории, автора множества методик, реставратора с мировым именем. «К сожалению, в мае месяце его не стало, - рассказывает о своем наставнике Дмитрий Котов. - В процессе работы со скульптурой Мухиной мы консультировались с Аркадием Сергеевичем, к сожалению, законченной он её не увидел ».
Благодаря отлаженной системе передачи знаний от мастера к ученику центр Грабаря, как рассказал журналистам его руководитель, один из немногих участников съезда реставраторов, кто не может пожаловаться на нехватку высококвалифицированных кадров.
Юлия Логинова художник-реставратор, заместитель председателя Российской ассоциации реставраторов, говорит: «Я сама закончила направление« реставрация »по реставрации каменной скульптуры, поверьте мне, в моей специфике по реставрации камня, если в год выпускается 1-2 человека квалифицированных кадров, которые действительно готовы работать в музейной сфере и в коммерческих фирмах - это удача. Это на всю Россию, я вам скажу ».
Кадровые вопросы, совершенствование системы аттестации специалистов, разработка реставрационных норм и правил - все это включено в резолюцию. Ее зачитали на закрытии съезда, которое прошло в Большом театре. В списке первоочередных и вопрос о создании Союза реставраторов.
Григорий Пирумов, заместитель министра культуры России, настроен оптимистично: «Мы, безусловно, его создадим. Я думаю, что это займёт достаточно немного времени. В какой он форме будет, надо ещё подумать немножко. 52:20 Эту резолюцию мы планируем направить любо премьер-министру, либо президенту, с тем, чтобы они дали соответствующее поручение всем федеральным органам исполнительной власти, на решение этих вопросов ». Проблемы озвучены, пути решения предложены. Теперь международный съезд реставраторов будет проводиться, по меньшей мере, раз в два года.
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/100224
Новости культуры