РЕСТАВРАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
НПП Алектич занимается реставрационной деятельностью практически со дня образования. Официальную лицензию на реставрацию мы получили уже в 1994 году, а с апреля 2003 года имеем лицензию Министерства культуры РФ. Мы выполняем такие работы, как обследование зданий, включая фундаменты, комплексные инженерные изыскания, проектно-реставрационные работы по усилению несущих конструкций, оснований и фундаментов зданий, производим реставрационные работы на объектах культурного наследия по усилению конструкций и фундаментов, укреплению грунтов основания.
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ К 150-ЛЕТИЮ А.П.ЧЕХОВА
НПП Алектич активно участвовало в реставрационных работах на объектах г.Таганрога - родине А.П.Чехова - в период подготовки к празднованию 150-летнего юбилея со дня рождения писателя. Это такие объекты, как Драматический театр им.А.П.Чехова (обследование несущих конструкций здания, инженерно-геологические изыскания, устройство буроинъекционных свай для усиления фундаментов здания театра, устройство буронабивных свай под свайные фундаменты новых пристроек, устройство шпунтовых ограждающих конструкций котлована возводимых пристроек), Библиотека им. А.П.Чехова, а именно: новое здание-пристройка (цементация грунтов основания плитного фундамента) и филиал библиотеки Дом Чайковского - (силикатизация просадочных грунтов в основании фундаментов), Гимназия, в которой учился А.П.Чехов (силикатизация грунтов основания), Памятник А.П.Чехову скульптора Иулиана Рукавишникова (новый свайный фундамент).
НЕКОТОРЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОБЪЕКТЫ ПО РЕСТАВРАЦИИ
Из других значимых объектов культурного наследия (зданий - памятников), где мы непосредственно участвовали в реставрации, можно назвать здания Таможенной академии в Ростове-на-Дону (пересадка здания на свайные фундаменты), Особняк Е.Т.Парамонова и городское училище имени Е.Т. Парамонова в Ростове-на-Дону (закрепление грунтов основания), Платовская школа в Новочеркасске (закрепление грунтов), Дворец Алфераки, Дворец Александра Первого и Мариинская гимназия (закрепление грунтов), Дом Волкова-Реми (укрепление оползневого склона) в г.Таганроге.
СКУЛЬПТУРНЫЕ СИМВОЛЫ РОСТОВА-НА-ДОНУ
НПП «Алектич» в разное время выполнило ремонтно-реставрационные работы на нескольких скульптурных объектах истории и культуры, относящихся к символам Ростова-на-Дону.
Это такие скульптурные композиции как «Атланты» рядом с Театром им.М.Горького (знаменитый «Трактор», где нам также удалось поработать) и «Красные конники» в центре Площади Советов обе скульптора Е.В.Вучечича.
Это также знаменитая «Тачанка» (Эх, Тачанка-ростовчанка, наша гордость и краса...) скульптора А.А.Скнарина на въезде в город с южной стороны. При выполнении реставрационных работ А.А.Скнарин приезжал к нам на объект, давал ценные указания и советы. К сожалению, это был последний его визит. Через три месяца его не стало – проклятый ковид унёс его жизнь. Вечная память великому скульптору и человеку!
Можно также отметить памятник С.М.Кирову скульптора З.М. Виленского на Кировском проспекте Ростова-на-Дону у входа в парк, также названный его именем.
Мемориальный комплекс памяти жертв фашизма в Змиевской балке, возведеннный в 1975 году в память о расстрелянных в 1942 году мирных жителях Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Авторы мемориала - ростовские архитекторы и скульпторы: Р.И. Мурадьян, Н.Н. Нерсесьянц, Б.К. Лапко, Е.Ф. Лапко, Н.В. Аведиков.
ФУНДАМЕНТЫ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
I. Таганрогская история
Подстрекаемая шведским королем Карлом XII, а также Англией и Голландией, Турция в ноябре 1710 года объявила войну России. Главные военные действия произошли на реке Прут в Молдавии. Россия потерпела поражение и вынуждена была заключить мир, по которому Азов возвращался Турции, а Таганрог должен был быть разрушен. 19 сентября 1711 года Петр I писал адмиралу Апраксину: "Как не своей рукою пишу, нужно турок удовлетворить…Таганрог разрушить как можно шире, однако, не портя фундаменты, ибо, может быть, бог иначе совершит".
II. История свайного фундаментостроения.
История эта начиналась давным-давно с простых забивных деревянных свай. Археологические раскопки на берегах Цюрихского озера показали, что сваи использовались человеком в глубокой древности – в эпоху неолита. Сначала они служили в качестве стоек, позволявших приподнять пол жилища над водой или землей.
Римский архитектор и инженер ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН (Vitruvius Pollio, I в. до н. э.) подчеркивал необходимость использования деревянных свай при строительстве на наносных или болотистых грунтах для передачи нагрузки от зданий на так называемый «материк».
В трактате "Десять книг об архитектуре" Витрувий писал: "Для закладки фундаментов храмовых зданий следует рыть до глубины твердых пород, если они могут быть найдены, и закладывать фундамент в твердых пластах, на глубине, сообразной с величиной сооружения. Если же не окажется твердых земляных пород, а место будет до самой глубины с наносной землей или болотистое, то нужно раскопать это место, освободить его от земли и забить ольховые, или оливковые, или дубовые обожженные сваи; эти сваи надо вбивать механическими средствами как можно чаще".
ПАМЯТНИК А. П. ЧЕХОВУ В ТАГАНРОГЕ
(cкульптор Рукавишников Иулиан Митрофанович, 1960 год).
В 2009 году к 150-летию писателя памятник был отреставрирован и установлен на новое свайное основание. Обследование конструктивных элементов памятника, инженерные изыскания, проект усиления основания и работы по устройству свай были выполнены НПП Алектич (более подробно здесь...).
ЛИЦЕНЗИИ ПО РЕСТАВРАЦИИ
АТТЕСТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
С 22 января 2015 г. вступил в силу ФЗ от 22.10.2014 № 315 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статьей 45 пунктом 6 данного Федерального закона утверждается порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, который гласит: «Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.»
Директор НПП Алектич - Черный Александр Тимофеевич - аттестованый специалист: инженер первой категории (направление–проектные работы по сохранению объектов культурного наследия), приказ Минкультуры РФ № 1623 от 20.05.2015.
Восемь сотрудников предприятия аттестованы Министерством культуры РФ в соответствие с Федеральным законом №315 от 22.10.2014.